Москва Контакты

Раннее развитие: некоторые особенности развития ребенка от 1 до 3

Все статьи

На сегодняшний день существует много методик по развитию – Зайцева, Никитиных, Сесиль Лупан, Монтессори и др. Некоторые родители, пытающиеся уже с первых дней развивать малыша, учат его чтению, счету, игре в шахматы и т.д. Одновременно с этим, психологи в последнее время чаще склонны к тому, что развивать слишком рано не очень то и полезно. А что, если, например, начать обучать ребенка чтению не тогда, когда он будет внутренне готов, а пораньше... Тут можно получить эффект прямо противоположный ожидаемому – малыш, которого перекормили развитием, читать начнет позже. Какое же развитие считать правильным, таким, которое даст импульс его таланту и способностям, чтобы при этом не переусердствовать?

Идея развития от года и младше сегодня пользуется популярностью. Большинство мам считают, что это нужно и важно для их ребенка, интенсивно занимаются – либо дома, либо на специальных занятиях в детских центрах. Однако давайте определимся, что подразумевается под выражением раннее развитие к данной статье. Некоторые, желая похвастать успехами и развитием на высоком уровне своего гениального ребенка, рассказывают о его знаниях – буквы, цифры, английские слова и т.д. – все то он знает, все то он понимает... Но не надо забывать, что развивать и обучать – это совершенно противоположные понятия, а в этом хрупком возрасте малышу важнее развитие, соответствующее его потребностям и интересам, нежели знания.

В младенчестве самым главным является мамина любовь и внимание. Именно эти чувства стимулируют развитие у малыша эмоций, восприятия мира, давая тем самым толчок к его дальнейшему стремлению к познанию окружающего пространства.

Ранний возраст – от года до трех, о нем мы и поговорим. В данный период главные изменения происходят в трех направлениях – развивается речь, крупная моторика (ходьба) и предметная деятельность. В какой мере успешно малыш справляется с данными задачами, определяет его дальнейшее развитие.

Прямохождение

Сразу после того, как ребенок научится ходить, у него значительно расширяются возможности изучения мира. Для передвижения он уже не использует руки, и он приобретает способность к изучению, к ощупыванию, к исследованию значительно большего количества предметов. Одним из наилучших способов развивать малыша с началом его хождения считают предоставление в его распоряжение как можно большего количества разных предметов для ознакомления в досягаемой ему зоне.

Предметная деятельность

В нее включена многообразность действий, которые можно проводить с предметами, окружающими малыша – насыпать, переливать, разрывать, вкладывать, катать, стучать, открывать и закрывать, прятать и искать, а уже позже – сортировать, сравнивать и группировать. Такие несложные, сами по себе, действия дают возможность малышу многое познать о различии всех предметов касательно их формы, цвета и величины, и даже о структуры. В действиях малыш многое узнает о разных окружающих его вещах, о том, что они не просто разные, но и имеют свое назначение. А главное – результатом этого является формирование наглядного и действенного мышления, что считается первой ступенькой к развитию в ребенке интеллекта.

Речь

Благодаря речи, малыш начинает контактировать с другими детьми, со своими родителями, становится информированным, сообщает о своих потребностях, обозначает и систематизирует полученные знания. Он способен понимать и общаться, что является важнейшим инструментом в воспитании, как в социальном, так и в интеллектуальном. Развитие речи с раннего возраста неоценимо важно. Лучший из способов обучения – это постоянная беседа с ребенком обо всем, комментарии по поводу всего, что происходит вокруг. После того, как малышу исполнился год, важно побуждать его к диалогу, задавать ему сначала простенькие вопросы, ответить на которые можно однозначно, т.е. одним словом. Если видите, что у него получается, переходите к освоению уже более сложных ответов. Нужно учесть, что ни одно занятие, призванное развивать речь, не заменит общения с мамой и другим близким человеком.

Любые упражнения, какими можно заниматься и нужно, по сути, можно считать продолжением трех основополагающих, являющихся рисованием и аппликацией, развитием мелкой моторики и конструированием – это расширяет предметную деятельность. Важными инструментами в развитии речи считаются чтение книжек, постановка сказок и всевозможных потешек, песенок и пальчиковых игр.

В человеческой жизни есть маленький период – от рождения и до трех, когда мозг запрограммирован обучаться. Мозговые клетки бурно растут, происходит активное формирование горизонтальных связей между головными полушариями. В этом нет ничего удивительного, ведь к трехлетнему возрасту малыш должен суметь освоить огромный информационный объем, сопоставимый разве что с тем, что предстоит познать и освоить в дальнейшем. В свои три года ребенок, если он здоров, в полной мере овладевает родным языком, а если его среда двуязычная – и двумя, происходит формирование представления о времени и пространстве, отношениях между родными, формах, цветах, количестве.

Если раздражителей в его мозг поступает больше, то и связь между клетками мозга и нейронами формируется активнее, т.е. чем этих связей больше, тем выше и базовый интеллект, а если интеллект высокий, ребенок лучше схватывает, способен к анализу, к запоминанию информации. Так происходит процесс взаимосвязи. В раннем детстве ребенок легко и с радостью усваивает любую информацию, приобретает множество навыков без всяких дополнительных мотиваций.

Полезность в гармонии и в мягком развитии в раннем возрасте как бы уже давно доказана, но все-таки находятся такие, которые считают занятия с детьми младше трех лет ненужными. Для этого у них, видимо, есть какие-то причины. Некоторые мамы с радостью уделяют внимание ребенку, много играют и говорят с ним, знакомят с окружающим миром и жизненными правилами, и не видят важности в каких-либо дополнительных занятиях в детских центрах. Но не стоит думать, что развития, как такового, у малыша не происходит, просто формируется все медленнее. Другие считают бесполезным, даже вредным развивать ребенка раньше положенного. Причинами, при этом, аргументируют разными. Вот некоторые из них, например...

Мифы о раннем развитии ребенка.

Раннее развитие может лишить детей детства.

Каким образом можно лишить ребенка детства, приучая его к играм с мамой? По натуре своей дети исследователи и великие экспериментаторы. У них тяга к открытию неизведанного, они любопытны, любят соваться везде и всюду, куда не разрешается. Так что можно с легкостью направить эти порывы в желанное русло. Давайте малышу пищу для размышлений – пусть он сам научится находить ответ на свой вопрос.

Раннее развитие требует огромных сил и больших временных затрат.

Вообще, малышу надо отдавать достаточно большое количество и времени, и сил, и это не зависит от того, заниматься с ним или нет. С момента рождения мама уже на подсознательном уровне посвящает себя и всю свою жизнь малышу, и почему бы не использовать это время с пользой, как для малыша, так и для себя? Ведь обучая ребенка, она учится и сама... Посчитайте, что потраченное на ребенка время, это не просто инвестиция в него, а еще и время обогащения новыми знаниями и впечатлениями.

Раннее развитие можно назвать попыткой познакомить и подготовить его к школьной программе.

Это ошибочное мнение! Раннее развитие- это никак не программа, это создание условий, благоприятных для развития и формирования не только его физического, но и психического здоровья. Раннее развитие отнюдь не предполагает преждевременное привитие навыков, тех, которыми он пока не способен овладеть по своим физическим показателям.

Нет необходимости в раннем развитии, так как развитие традиционного типа испытано временем.

Действительно, наших любимых бабушек, да и нас обучали и воспитывали традиционно, и мы, несмотря на это, выросли нормальными людьми с запасом знаний. Однако лет двести назад обучаться элементарной грамоте считалось привилегией, но не нормой – это было достоянием лишь знати. Сейчас, не умеющего читать и писать, человека мы воспринимаем, как маугли. Все это не просто вредно, но и опасно потому, что благодаря этому замедляется естественное движение, а значит и гармоничность развития, предусмотренная природой, нарушается.

Конечно же, усердием можно перегнуть палку. Если у вас есть желание обучить малыша цифрам раньше того, как он осознает что такое много или мало и научится соотносить эти понятия, то это не будет в пользу, ведь его мозг не подготовлен к восприятию такой сложной информации. Даже если вы все свои усилия направите на развитие интеллектуального воспитания и обучения, но не будете уделять должного внимания эмоциональному развитию, не будете контактировать с ребенком и прививать ему навыки самообслуживания – пользоваться горшком, одеваться, самостоятельно кушать, то будет развиваться одна сторона личности в ущерб другим. Если вы все свои силы вложите в ребенка, попытаетесь дать ему как можно больше всевозможных знаний и будете перегружать его интеллектуально, это обернется сильным стрессом для него, а развитие его не просто не ускорится по сравнению с его сверстниками, оно просто напросто может остановиться.

Как уже не раз повторялось в этой статье, развитие ребенка должно именно соответствовать его возрасту и интересам. Из этого следует, что надо помнить вот эту мудрую поговорку: «Все хорошо тогда, когда есть мера». Возьмите на вооружение, что главным в детском возрасте является гармоничное развитие всего потенциала личности ребенка, чтобы познание окружающего мира было ему в радость, а это возможно только в тесном эмоциональном общении с мамой.

Наталичева Татьяна - логопед-дефектолог, педагог по раннему развитию.

Темы: Вернуться к списку статей
Ваc могут заинтересовать другие статьи:
Открытие садика "Пампа Грин" в новом формате с сентября!
Развитие ребенка от 1 до 3